ПРОГРАММА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
««Крепкая семья — крепкая Россия»
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для лагеря разработана на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
Актуальность программы.
Современное общество предъявляет новые требования к системе семейного воспитания – воспитать личность, которая способна к успешной социализации в гражданском обществе. Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. Семья – это первый институт социализации личности ребенка, первый шаг по его вхождению в большой, взрослый мир. Классические семьи всегда была сильны своими традициями. В первую очередь, передававшимися от поколения поколению заветами по воспитанию детей, по сохранению домашнего очага. 2024 год объявлен годом семьи. Сегодня возрождение положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России.
Отличительные особенности программы.
Программа лагеря дневного пребывания — модифицированная программа, созданная на основе другой, уже реализованной коллективом программы. Она отличается от предыдущей появлением набора более эффективных педагогических средств, технологий.
Новизна программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего лагеря. За короткое время лагерной смены используется система коротких заданий с быстрой сменой материалов и техник. Она позволяет в условиях лагеря расширить возможности образовательной области через активизацию творческой и интеллектуальной деятельности.
Направленность программы.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание:формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание: воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу;
- духовно-нравственное развитие и воспитание: обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание:формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Адресат программы.
Программа «Крепкая семья — крепкая Россия» адресована детям от 7 до 17 лет.
Сроки реализации программы.
Продолжительность лагерной смены (21 день).
Целью программы является создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Ожидаемые результаты.
— положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
— получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
— укрепление коммуникативных связей между разновозрастными группами детей.
— проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
— обогащение личного опыта участия детей в различных видах деятельности, в общении, в познании, развитие их самостоятельности и творческих проявлений;
— повышение жизненного тонуса, общее укрепление здоровья детей;
— повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
— расширение социального опыта;
— формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
Принципы реализации программы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в лагере: детские разновозрастные отряды. Ключевым механизмом воспитания в лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- учтены особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в лагере – «Дети-Вожатый»;
- принцип добровольности. Участие воспитанников в деятельности, предоставление им самостоятельного выбора занятий;
- принцип социализации детской личности. Развитие коммуникативных навыков, организация коллективного взаимодействия;
- принцип безопасности. Соблюдение норм безопасности, проведение специальной деятельности для профилактики травм и заболеваний;
Методы реализации программы.
Основными методами организации деятельности являются:
-метод коллективной творческой деятельности;
-метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленными целями);
-метод состязательности (распространяются на все сферы деятельности).
Формы организации деятельности детей.
К основным формам организации деятельности детей относятся:
Игры-викторины, акции, проекты, экскурсии, флешмобы, фотосессии, митинги, конкурсы, концерты, фестивали, настольные игры, игры по станциям, танцевальные программы, театральные часы, операции, игровые шоу, творческие мастерские, интеллектуальные игры, квест-игры, музыкальные часы, конкурсные программы, экологические часы, ежедневные огоньки, минутки здоровья, рейды, различные спортивные мероприятия и др.
Развитие детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне детского лагеря устроено самоуправление из деятельности временных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.
Система мотивации и стимулирования.
Система мотивации и стимулирования выполняется с помощью открытого журнала (копилки) каждой команды. Каждая команда — это отдельная семья. За каждую победу в мероприятии, а также за качественное выполнение дежурства отряд получает в свою копилку 1 монету. В конце смены монеты подсчитываются. По количеству семейного бюджета (количества монет) определяется команда — победитель. Победители награждаются дипломами, участники сертификатами. Каждый участник лагеря получает символический приз.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Ход реализации программы смены.
Реализация программы смены лагеря включает следующие этапы:
- Подготовительный этап: проведение совещаний, педагогических и методических советов, методическая помощь работникам лагеря, отбор кадров, составление необходимой документации.
- Организационный этап: встреча детей, работа воспитателей по выявлению организаторских, лидерских и творческих способностей, знакомство с уставом и правилами жизнедеятельности лагеря.
- Основной этап: реализация цели и задач лагеря, вовлечение детей в различные виды деятельности, проведение мероприятий, конкурсов, соревнований, акций.
- Заключительный этап: подведение итогов работы лагеря, анализ выявленных проблем, анкетирование и предложения детей, родителей и педагогов, выработка перспектив деятельности детского оздоровительного лагеря.
1 день
17 июля (среда) 17.07.2024 |
2 день по 20 день
18.07.2024-05.06.2024 |
21 день
6 августа (вторник) 06.08.2024 |
10:00 – Заезд
11:00 – «Игры друзей» 13:00 – Обед 14:00 – 16:00 – Тихий час 16:15 – Полдник 16:30 – Подготовка КТД 18:00 – Ужин 19:00 – Знакомство с местностью 20:00 – Дискотека / Кино 22:00 – Свечка 22:30 – Отбой |
08:00 – Подъем
08:15 – Водные процедуры 08:30 Поднятие флага 08:45 – Зарядка 09:00 – Завтрак 09:30 – Медицинские процедуры 10:30 – Отрядные мероприятия 11:30 – Спортивные соревнования 13:00 – Обед 14:00 – 16:00 – Тихий час 16:15 – Полдник 16:30 –17:00 – Свободное время 17:00 –18:00 – Общелагерные мероприятия/спортивные соревнования 18:00 – Ужин 19:00 – Подвижные игры на воздухе 20:00 – Дискотека /Фильм 22:00 – Свечка 22:30 – Отбой |
08:00 – Подъем
08:15 – Зарядка 08:30 – Водные процедуры 09:00 – Завтрак 09:30 – Отъезд
|
План-сетка смены
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Кадровое обеспечение программы.
Категория | Количество |
Директор | 1 |
Начальник лагеря | 1 |
Педагог – организатор | 0.5 |
Вожатый | 5 |
Помощник вожатого | 5 |
Воспитатель | 5 |
Фельдшер | 0.5 |
Медицинская сестра | 4 |
Повар | |
Кухонный работник | |
Горничная | 2 |
Рабочий зеленого хозяйства | 1 |
Садовник | 1 |
Уборщик территорий | 1 |
Машинист по стирке белья | 1 |
Инструктор по физической культуре | 1 |
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых обучающихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря. Вожатые организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник и педагогический коллектив, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Информационно-методическое обеспечение.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
- Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
— Правила поведения в лагере;
— Памятка для родителей;
— Правила пожарной безопасности;
— Правила поведения детей при прогулке;
— Памятка «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
— Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
— Безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
— Сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;
— Опасность обращения с взрывоопасными предметами;
— Действия на улице в экстремальной ситуации;
— Оказание первой помощи и др.
- Уголок органов самоуправления лагеря:
— Режим работы лагеря;
— Законы и правила лагеря;
— Устав лагеря;
-Наши именинники;
-Наши достижения;
— План работы и др.
- Уголок по спортивно-оздоровительной работе «В здоровом теле – здоровый дух»: информация о предстоящих соревнованиях, фамилии победителей, поздравления и др.
- Оформление отрядов:
. -Уголок отряда;
— Календарь;
— План на смену;
— Наша песня;
-Наши достижения;
-Важная информация «Скоро в отряде»;
— Наше настроение;
— Книга предложений «Отрядная почта»;
— Законы отряда «Это должен каждый знать обязательно на «пять»;
Ресурсное обеспечение программы.
— Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (игровая комната, спортзал, территория лагеря, актовый зал, библиотека);
— Материалы для оформления и творчества детей;
— Наличие канцелярских принадлежностей;
— Аудиоматериалы и видеотехника.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Система показателей оценки качества реализации программы.
Для отслеживания результативности программы будут использованы
следующие методы:
- Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
- Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
- Анализ участия отряда в обще лагерных творческих делах, уровня активности и достижений;
Критерии оценки результативности реализации программы.
- Качество организации отдыха детей;
- Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;
- Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены;
- Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;
- Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса;
- Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;
- Использование различных форм организации детского самоуправления;
- Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по программе.
Задача | Критерии | Способы
отслеживания |
Формирование
благоприятной психологической среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе. |
Адаптация ребенка в детском коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива. | Педагогическое наблюдение,
индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование. |
Развитие творческих
способностей детей, включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширения их кругозора; |
Степень вовлеченности детей в творческую деятельность;
активность детей в творческих делах лагеря. |
Педагогическое наблюдение,
индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах. |
Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей. | Отсутствие у детей вредных
Привычек. |
Наблюдение педагогов,
анкетирование, количество участников спортивных мероприятий. |
Анкеты:
Анкета для учащихся (в начале смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы
просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для
всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравится делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что________________________________________________
Я не хочу, чтобы____________________________________________________________
Я хочу, чтобы ______________________________________________________________
Я боюсь, что _______________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя ________________________________
Анкета для учащихся (последний день смены)
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе
некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
– Что было самым важным в этот период для тебя?
В этом лагере__________________________________________
В твоей
семье____________________________________________
В отношениях между людьми
______________________________________________________________
– Что ты запомнил больше всего?
– Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/
Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
– Что нового ты узнал?
__________________________________________________________________
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог)
бы сказать “спасибо”
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_____________________
– Закончи предложения: Я рад, что _____________________________________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________________________________
Я надеюсь, что________________________________________________________________
Твое имя, фамилия ___________________________________________________________
Анкета для родителей
Ваш ребенок рассказывает про ЛДП?
Да___ Нет___ Если ребенок рассказывает дома про ЛОЛ, уточняется Что конкретно рассказывает ребенок. Если ответ нет уточняется почему ребенок не рассказывает |
|
Вашему ребенку нравится в лагере? Если ответ: «да», уточняется, что нравится: педагоги, мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками, отношения с педагогом.
Если ответ : «нет», уточняется, что не нравится: педагоги , мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками отношении с педагогом |
|
Вы хотели бы, чтобы в следующем году Ваш ребенок отдыхал в ЛОЛ?
Уточняется ответ «да», и ответ «нет» |
|
Что, на Ваш взгляд, нужно улучшить в работе ЛОЛ? | |
Спасибо за ответы |
Система обратной связи.
Обратная связь осуществляется:
На детском уровне:
— рефлексия каждого дня;
— анкетирования.
На родительском уровне:
— собеседования;
— телефонные разговоры;
— анкеты.
На уровне администрации детского оздоровительного лагеря:
— обсуждение результатов смены на собрании;
— сайт лагеря.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- А. В.Волохов, В. Н.Кочергин, И. И. Фришман. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2010.
- Игротека. Лидер ХХ1 века. /Сост. Л. А.Побережная. Н. Новгород, изд-во технологии», 2006.
- «Пути развития системы детского отдыха». Материалы НПК в рамках встречи руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока, ВДЦ «Океан». Владивосток, 2003.
- «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск, 2006.
- «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград, 2001.
- «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград, 2003
- Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск, 2006.
- Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. N 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
- Примерная структура программы летней смены детского оздоровительного лагеря.
- Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей.
- http://vlager.edu.ru/top-100/2015